Храм во имя святителя Стефа́на Вели́копермского, г.Екатеринбург - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Хроники Нарнии и Властелин Колец

В 1931 году Клайв Льюис, по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Джоном Толкином, ревностным католиком) и Хьюго Дисоном (беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

Льюис и Толкиен задумывали писать книги о христианстве, не произнося вслух имени Христа. У кого получилось лучше? Не знаю. Когда Толкиен писал «Властелина», общество, хоть и не сразу, но догадалось, откуда ветер дует. Когда произведение попало в наше общество, где большинство народа Евангелие отродясь не читало, а только слышало о нём по телевизору, — надсмысл потерялся. Люди настолько погружаются в этот выдуманный мир, что начинают в него играть (ролевые игры толкиенистов). Мало кто думает о том, что книга Толкиена может что-то означать. В «Хрониках» же христианская идея явно лежит на поверхности, и сказка способна сразу дать ссылку на Первоисточник. Другими словами, можно придумать такую замысловатую аллегорию (Толкиен), что потеряется тот смысл, ради которого она задумывалась. С другой стороны, можно Льюиса упрекнуть в прямолинейности. Но для нас сейчас, когда начали вспоминать, что есть Такая Книга, именно этот вариант кажется самым подходящим.

Друзья-писатели.
Но при всех различиях в творчестве двух писателей общего намного больше! Они делали одно дело. Труд их жизни — литературное миссионерство. Конечно, оно было разным; у каждого писателя — свои подходы и приёмы. В обоих случаях есть свои достоинства и недостатки. Их голоса по-разному звучат в разных декорациях.
При жизни писатели очень помогли друг другу. Толкиен помог Льюису прийти к вере, когда тот был атеистом. В письме Льюиса читаем: «Создатель самого большого мифа ХХ века доказывал мне, что христианство — не миф». В творчестве Толкиена Льюис видел пример проповеди художественным словом. В «Хрониках Нарнии» образ Профессора списан с Толкиена. Создатели фильма даже позаботились о внешнем сходстве.
При кажущейся разнице друзья-писатели составили тандем: один написал христианскую сказку для детей, которую читают взрослые, другой написал христианский миф, который полюбили и дети. А нам повезло — мы можем выбирать! Или читать обоих, неважно: главное — результат. Писатели заполнили пробел между христианским и человеческим, Евангелием и неведением, они заселили территорию «Средиземья» христианской культуры.
 

После сеанса.
Посмотрев кино, многие захотят прочесть книгу. Рекомендую читать в переводе Н. Трауберг и Л. Сумм либо под редакцией Трауберг. Ведь «трудолюбивые» книгоиздатели заполняют прилавки сомнительными переводами. Существует прекрасный восьмитомник собрания сочинений Льюиса, который скоро собираются переиздавать.
Хочется верить — зрители, смотревшие кино, задумаются о том, что Аслан уж очень на Кого-то похож, что «где-то мы это уже видели (читали, слышали)». В одной из сказок дети, покидая Нарнию, говорят: «Аслан, неужели мы Тебя больше не увидим?» И Великий Лев отвечает: «Я есть и в вашем мире. Только у меня там другое Имя…»

По материалам Википедии (ru.wikipedia.org) и интернет-журнала ОТРОК (otrok.ua.ru)

 


Назад к списку