Храм во имя святителя Стефа́на Вели́копермского, г.Екатеринбург -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

 

«Нам заповедовано: «Радуйтесь!»

 Пасхальное интервью митрополита Евгения «АиФ- Урал»

https://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2024/05/06/137646/

О празднике Светлого Христова Воскресения рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в интервью еженедельнику «Аргументы и факты – Урал».

История жизни

– Владыка, замечено, что на освящении куличей и другой праздничной снеди в Великую субботу в храмах гораздо больше людей, чем, например, на Пасхальных богослужениях. А тем более на богослужениях Страстной седмицы. Вас это огорчает?

– Нет-нет, меня радует, что люди приходят в храм. Я вырос в советскую эпоху и понимаю, как важно, что у людей в Церкви есть хоть что-то, за что можно ухватиться. Конечно, мы хотим, чтобы люди ухватились за смыслы, за Христа, за то, ради чего Он пришёл на землю – ради того, чтобы открыть нам, людям, Себя, открыть нам жизнь, чтобы стать нам родным и чтобы мы Ему стали родными. Но это сверхзадача, которую Бог пришёл выполнить. А людям свойственно искать более простые истории.

– Куличи и яйца?

– Куличи, яйца, свечки, крещенская водица… Что-то простое и понятное. И это не потому, что люди не сознательные или Бог что-то плохо объяснил. Просто прийти к смыслам – это большая история  жизни человека. И я рад тому, что люди приходят в храмы на Пасху с этими куличами, яйцами, колбаской…

– Даже с колбаской?

 Да, это такая малороссийская традиция, и, если я вижу, что в большой красивой корзинке, кроме всего прочего, «ковбаса», я понимаю, что её обладатель, скорее всего, откуда-нибудь из-под Полтавы. Так вот, повторюсь, я радуюсь, что люди приходят. Благодаря этому есть возможность хотя бы в этот день с ними пообщаться и донести простую мысль: это хорошо, это большая радость, что вы прикоснулись к жизни Церкви, но ищите большего. 

Христос не категоричен

– Что в празднике Пасхи мы находим «большего»?

– Что можно найти больше, чем узнать о том, что… Смотрите, мы знаем множество примеров того, как люди посвятили свою жизнь медицине, открыли в ней что-то новое, скажем, создали препарат, с помощью которого стало возможным победить какую-то болезнь. В честь этих людей называют улицы, больницы. И никому не надо объяснять – почему, и так всё понятно. А в Пасхе нам открывается, что нам принесено средство не только от болезни, вируса, бактерии, нам принесено средство от смерти. Но это не то средство, которое позволяет продолжить нашу земную жизнь на много-много лет, в этом нет счастья – люди, которые прожили долгую-долгую жизнь, от неё устают, они так и говорят: «Я устал жить». Пришёл Тот, кто открыл, как можно оказаться в другой «системе измерения». И эта система открывается именно в Церкви.

Там, за порогом, который называется «смерть», снимаются наши тяготы. И Иисус Христос во всей полноте это рассказал, объяснил и на самом себе продемонстрировал. Он перенёс несомненную смерть и победил её. Более того, Он сказал: если вы верите мне, я готов эту победу вам дать, и вы тоже, как и я, победите смерть. Если хотите, если верите. А если не верите, это ваша…

– Проблема?

– Ну это категорично звучит, а Христос не категоричен. Мы же объясняем детям: кушать кашу полезно, учиться нужно, делу время, а потехе час и так далее. Но дети нас не слушают, они поступают по-своему, делают то, что хотят. При этом родители на них не обижаются, понимая, что они ещё не выросли, не созрели, что всему своё время, что они повзрослеют, наберутся опыта и тогда поймут смысл этих уроков.

– То есть мы как дети?

– Именно как дети. Куличики, свечки, водичка… И очень важно, чтобы мы, христиане, могли открыть перед «детьми» что-то большее. В этом смысл служения священников, в этом смысл служения любого человека, который считает себя христианином, – общаться с окружающими так, чтобы люди увидели это большее. Но при этом ты – христианин – сам должен это большее знать, должен читать Евангелие. Ты должен удивиться, поверить, а потом удивить и помочь поверить человеку, с которым ты встречаешься.

Грандиозное событие!

– Истории Воскресения Христа две тысячи лет, и сегодня едва ли найдётся человек, который ничего бы о ней не знал. Как вы думаете – почему? Ведь немало великих событий забыты. 

 Нет и не было ни одного события, столь грандиозного, как Воскресение Христово! Посмотрите, насколько ярко жили в первые 300–400–500 лет после Воскресения люди, которые именовали себя христианами. Они вели себя так, что окружающие просто замирали от удивления. Человека ставили перед выбором: скажи, что Христос для тебя никто, скажи « я не христианин», и ты будешь обладать всеми земными благами, будешь жить долго, счастливо и в достатке, а если не сделаешь этого – тюрьма, голод, пытки, мучительная смерть. И христиане выбирали тюрьму, голод, пытки, мучительную смерть – яркий пример тому святая великомученица Екатерины, чьё имя носит наш город.

Через этих христиан у людей происходила встреча с Христом, с живой, деятельной верой. И эта «закваска» в первые 300–400–500 лет настолько глубоко вошла в жизнь, в ткань человеческого общества, что действует и по сей день.

Знаете, мудрые люди говорят, что период гонений, когда убивали за Христа, лишь умножал число христиан. Поэтому те, кто хотел остановить это умножение, создавали комфортные условия жизни, чтобы в этом комфорте стиралась острота переживания того, как человек обретает Христа, как он живёт с Христом, чтобы стиралась острота общения с Богом.

Патриарх часто говорит, что сегодня Церковь живёт благодаря тем страданиям, которые переживали христиане, и той твёрдости, которую они демонстрировали в 20–70-х годах ХХ века. Есть даже мнение, что революция, всё, что с ней связано, и все последующие нестроения были  в какой-то мере спасительными для России. Если бы продолжалась та спокойная, комфортная жизнь, которая была в Российской империи, то, вполне возможно, в стране произошло бы то же самое, что в Европе. Там тоже жили христиане, но никто там иконы не сжигал, в тюрьмы за веру там не сажали, храмы не разрушали… И посмотрите, к чему привела эта спокойная, сытая жизнь: 15–20 гендерных типов, отождествление себя с кошечками, собачками, обезъянками… Происходит расчеловечевание! Возможно, это могло бы произойти и в России, если бы не период гонений, когда смывается всё обыденное и обнажаются истинные отношения с Богом.

То, что происходит на Украине, – яркий тому пример. У христиан те гонения, которые постигли Украинскую Православную церковь, лишь укрепляют веру. Люди готовы страдать и отдать жизнь ради Христа.

Почему вера в Христа сохранилась, пройдя сквозь века? Потому что есть живые отношения живых людей с живым Богом. И в сложных обстоятельствах они раскрываются.

Рассмеялся – боль уходит

– Такие отношения ведь не сразу складываются. Вот вы, например, помните свою первую осознанную Пасху?

– Первый пост, который мне довелось пережить, был Рождественский, а за ним была первая ночная Рождественская служба. Так что первую Пасху – это был 1994 год – я встречал, уже имея некий опыт православного христианства, и тем не менее она связана у меня с обретением драгоценности – понимания того, что есть смысл, есть Бог и есть прямая коммуникация с Ним. Помню, неустроенный храм, кругом строительные леса, но это всё было не важно, потому что понимаешь: твой Создатель, Он же победитель смерти, Он же Тот, кто тебя ждёт, – рядом, и Он ради тебя победил смерть. Принять этот дар для меня было необыкновенно важно и ценно. И, скажу честно, по сей день каждая Пасха мною переживается так же, как и 30 лет назад.

– Нам заповедовано: «Радуйтесь!» И пасхальные дни к этому располагают. А нынешнее время – нет, слишком много поводов для печали. Как найти в себе силы радоваться?

 Не нужно их искать. Возможность радоваться – универсальный выход из скорбей. Знаю одну семью, в которой растут две сестрёнки, пяти и семи лет. Случается у одной из девочек неприятность, допустим, споткнулась, ударилась, и она нервничает, плачет, переживает. А другая споткнётся, ударится – встаёт и улыбается. Второй вариант мне кажется более правильным. Тебе и так больно, так стоит ли ещё усугублять эту боль унынием, раздражением? Другое дело, рассмеялся – боль уходит, и всё хорошо. Поэтому я стараюсь искать в любой ситуации поводы для радости.

Знаете, читаешь письма людей, которые пережили гонения в ХХ веке, и в них ровно то же самое. Человек находится в заключении, но пишет, что никогда не чувствовал себя настолько свободным, никогда не испытывал такого мира в душе. Невероятный свет исходит из этих писем.

Так что даже в самых невероятных обстоятельствах ищи возможность жить, радоваться и благодарить Бога, и твоя жизнь будет счастливой.

Как Ты терпишь нас?

– Владыка, очень многие люди задаются вопросом: почему Бог попускает зло – вооружённые конфликты, терроризм, болезни и так далее?

 Послушайте, последовательно, десятилетие за десятилетием, год за годом Бога изгоняют из нашего мира. Крест? Убрать! Молитва? Она нам не нужна! Храм? Разрушить! Венчание? Выгнать Бога из семьи! Но свято место пусто не бывает, поэтому вместо Бога приходит антибог, вместо Христа – Антихрист. А потом мы негодуем: «Почему Бог нас не защищает?»  Да потому что Ему трудно это делать, когда мы изгоняем Его из нашей жизни. Поэтому не надо ставить Ему палки в колёса! А надо попросить: «Господи, помоги моему ребёнку, которого я посвящаю Тебе через таинство крещения, которому я даю имя Твоего святого, которого я научу принципам, по которым, Ты сказал, надо жить».  

Винить же Бога в том, что Он что-то не сделал тогда, когда Его выгоняют, загоняют в угол, когда от Него отрекаются – несправедливо, нечестно. Наоборот, впору удивиться: как Ты ещё терпишь нас? И произнести слова молитвы: «… прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Если Его попросишь, Он тут же отвечает. Но мы же не просим, поэтому и оказываемся во власти болезней, смерти, преступлений, внутренней скверны, с которой сами справиться не можем.

Тем не менее даже в самых трагических обстоятельствах… Вспомните, в «Крокус Сити Холле», в этих языках пламени сколько было совершено невероятных подвигов. Отец заслоняет собой жену и дочь, принимает на себя предназначенные дня них пули – он приносит себя в жертву, сохраняя жизнь семьи ценой собственной жизни. Ребята, совсем ещë дети, которые могли бы спрятаться и дрожать (и никто бы их не осудил), рискуя своей жизнью, выводят людей. Можно продолжать и продолжать. Сколько святого героизма, сколько Божиих дел там совершено, а сколько их совершается в зоне проведения специальной военной операции!

Словом, повторюсь, не надо убегать от Бога, и Господь сам не будет от нас прятаться. Но при этом надо понимать, что в каких-то острых ситуациях одни люди раскрываются во всей полноте своего зла,  а другие – искренние, жертвенные, настоящие – в полноте добра. Такие ситуации обнажают, что настоящее, а что нет. При том что в обычной жизни одно от другого порой и не отличишь.

 

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения

https://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2024/05/04/137306/

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их.

Смерть! Где твоё жало? ад! где твоя победа? 

Раскаяния в том не будет у Меня»

(Осия 13: 14).

– Как на холодную каменную плиту гроба Господня снисходит Божественный и Благодатный Огонь, делая гробный камень пламенным и светоносным, так и наши хладные и во многом окаменевшие сердца не только согреваются ныне пасхальной радостью, но поистине воспламеняются благодатным огнем всерадостного пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Отдельные огоньки каждого верующего сердца, из которого сегодня вырывается это краткое евангелие, сливаются в единый пламень пасхального ликования, которое как величайший пожар, не уничтожающий, но просвещающий вселенную, прогоняет всякое уныние и всякую скорбь, исцеляет страсти, попаляет грехи. Воистину Воскрес Христос, «Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 5-6).

Сегодня мы воспеваем: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», – потому что сегодня есть повод радоваться, ибо Искупитель наш жив, мы своими очами видим Его Воскресшего, прошедшего тем путём от Голгофы к Воскресению, который отныне открыт и всем нам. Нынешний день не только полон радости, он сам – источник всякой подлинной радости, которая только есть на земле. Без Пасхи любая деятельность человека бессмысленна, любое чувство мимолетно, любая ценность условна. И только Воскресение Христово делает вечным и бесценным самого человека и каждое его доброе дело, каждый его вздох любви, каждую его умиленную слезу и даже каждую мысль, направленную ввысь. Как без солнца невозможна жизнь на земле, так и возрастание жизни духа происходит под лучами Пасхи Господней, это то солнце, без которого мы не мыслим никакую духовную жизнь. В Пасхе открыта самая сущность христианской веры, на ней зиждется наша надежда и ею согревается наша любовь с Богом, Который так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Причем эта божественная любовь изливается всегда и на всех, независимо от того, знают ли люди о ней, принимают ли её, отвечают ли на неё взаимностью или остаются слепы и безответны. Как солнце светит всем – и тем, кто ищет его лучей, и тем, кто скрывается от них. Так и Господь предлагает дары Своего Воскресения и тем, кто не хочет войти в пасхальную радость Господа – и им Он оставляет врата Своего Царствия гостеприимно отверстыми, зовя всех на этот изобильный пир веры, всем предлагая разделить с Ним славу Его победы, как мы об этом поём в пасхальном акафисте: «Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою».

Видя, как Господь наш Иисус Христос, попирает смертию Своею вечную смерть, мы не остаёмся лишь безучастными зрителями. У каждого из нас в душе есть нечто смертоносное, что требует умерщвления, те греховные привычки, отравляющие наше внутреннее существо, которые мы должны в себе искоренить, поскольку нам недостаточно только восхвалить Подвигоположника Христа, но надлежит и пойти за Ним до конца предложенным Им путём. Мы не только лишь зрители Воскресения, но и соучастники. Можем ли мы выбрать только пасхальный финал для подражания, отметая весь предшествующий путь? Нет, ибо чтобы быть сопричастными Христову Воскресению, мы должны быть сопричастны и Его Голгофе, и всему тому труду, который необходимо подъять, чтобы иметь право сказать вместе с апостолом: «Я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём …, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых» (Флп. 3: 8-11).

Мы должны вести непрестанную внутреннюю брань с тем злом, которое хочет закрепиться в наших душах, и побеждать его победою Христовою. Но, к сожалению, в нашем мятущемся мире есть зло, и весьма явное, не согласное со своим поражением, ненавидящее Христа Воскресшего и желающего умерщвлять Его снова и снова в Его учениках. Зло преследует чад Святой Церкви за одну только верность Его Воскресению, поскольку подлинная Пасха, празднуемая в истинной Церкви – это не красивые песни и вкусные яства – это итог борьбы со злом, это празднование победы над мысленным фараоном, а иногда и над фараоном реальным, поскольку диавол действует не только в мысленных искушениях, но и в осязаемой жизни, желая не только совратить человека, но и уничтожить его. И эта брань также нам известна. Один из героев Священного Писания говорит слова, которые и сегодня произносит наше христолюбивое воинство: «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши» (1Макк. 3: 19-21). Наши семьи, наши храмы, наша Церковь и страна спасутся верностью Христу и Его правде, только у Него победа и только с Ним мы можем воспевать с надеждой и упованием: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог». Священномученик архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) в одной из своих проповедей говорил: «Естественное желание сердца человеческого – жить со всеми в мире. Не раз молодые сердца предпринимали решение в беспечной вере в себя: я хочу со всеми ладить, я ни с кем не должен вступать в антагонизм. Но самый благонамеренный скоро убеждается, что это невозможно. И кротчайшая агнца душа неизбежно встречает на пути своем злого волка, который говорит: «Ты мне воду мутишь». Кто верует, тот должен и исповедать свою веру. Кто в мире желает служить Богу, тот должен действовать в мире, но всякое исповедание неизбежно встречает возражения, и всякая деятельность неизбежно приводит к борьбе. И ученик Христов нередко готов вопрошать вместе с Учителем: «Кое зло сотворих вам или чим стужих вы?» Чем оскорбил? Истиной ли, которую ты проповедуешь и исповедуешь и которую мир не может переварить, или праведностью, которую ты осуществляешь в жизни своей и которая служит миру укором, или миром Господним, который написан на лице твоем и которого мир не может простить тебе, или небесной неземной настроенностью, которая светит из твоего поведения и посрамляет, и обличает их земную настроенность, – этим ты оскорбил мир, а мир скорее простит тебе десять грехов и пороков, которые тебя равняют с прочими, чем одну добродетель, которая возвышает тебя над прочими».

Взирая на наших святых новомучеников, мы понимаем, что ничего нет нового под солнцем, и как они до крови защищали свою веру и Церковь, того же не избегаем и мы. Поэтому, верные Христу и Его победе, мы с надеждой говорим себе: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4:14).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный ЕВГЕНИЙ,

митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

г. Екатеринбург

Пасха Христова

2024 год

 

 

В праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга совершена «детская» архиерейская литургия

https://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2024/04/28/136659/

Митрополит Евгений преподал архипастырское благословение и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

–Когда приходит Господь, то Он всегда приходит как солнце. Ночь, холод, тьма, и вдруг поднимается солнце и начинает освящать верхушки деревьев, потом серединки, потом землю, потом нас, а потом светит целый день и освящает, и согревает. Когда Господь приходит, Он отделяет свет от тьмы. Сегодня были прочитаны Евангелия, в которых были описаны два события, и в обоих сюжетах отделяется свет от тьмы, но только не на улице, а среди людей, – сказал архипастырь и напомнил присутствующим суть этих событий.

–Дорогие мои, сегодня у нас в руках эти веточки. Это знамя, это символ, это знак того, что мы – Христовы, что мы встречаем Христа, это наше знамя победы над смертью. Эти веточки говорят – я христианин.

– Пусть свет не только светит на нас, я желаю, чтобы свет светил от вас всему миру, который вокруг вас, вашим одноклассникам, дорогие дети. Пусть светит свет добра вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Бабушки и дедушки, светите вашим внукам тоже добром, не упреками и осуждением, а большой любовью, – напутствовал владыка Евгений.