НАСТРАИВАЯ УШИ, НАСТРАИВАЯ ДУШИ...
Воскресенье. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Многолюдно, чуть суетливо. 18:17. Вечерняя служба только что завершилась. Кажется, все живо настроены на восприятие духовной пищи иного толка... Во все уши.
Настраивается техника. Настраиваются (или собираются с духом) особенные вокалисты.
Служенье муз, - говоря словами классика, - не терпит суеты... Как и служение Богу.
"Храм наш преизлился светом, в нем народу тьма... Я на праздник в церковь еду, а вокруг зима <...>
С Рождеством Христовым поздравляем вас! С праздником великим в этот светлый час.
С Рождеством Христовым, милые мои! Вот и нас Господь сподобил встретить эти дни...".
Этой одной из первых колядок, которую исполнил хор духовенства Екатеринбургской епархии по благословлению митрополита Екатеринбургкого и Верхотурского Евгения в рамках рождественского концерта 16 января, можно запросто описать то волнительное предвкушение, коим были наполнены сердца нескольких десятков верующих, собравшихся к шести вечера в Казанском Храме.
Смятение чувств многих было продиктовано дебютом. Для одних, - как то хор батюшек, - дебютным было выступление на Химмаше, на широкую публику, хоть и в усеченном составе. Другим, - как то немалой части аудитории, - впервые предстояло воочию услышать, как поют священнослужители вне церковного устава и чина. Колядки и песни, более чем народные, да на разных языках, зазвучали в честь Рождества Христова и чисто, и одухотворенно, и трогательно, и размашисто благодаря им, - старшему священнику Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья иерею Павлу Кононенко, настоятелю Прихода во имя святой великомученицы Екатерины иерею Сергию Цихановскому, клирику Свято-Троицкого кафедрального собора иерею Николаю Дмитруку, клирику храма в честь Преображения Господня иерею Андрею Сибирцеву, настоятелю храма во имя святителя Стефана Великопермского иерею Александру Карачёву, настоятелю храма во имя Святой Троицы г. Арамиль иерею Игорю Константинову, настоятелю храма в честь Казанской иконы Божией Матери иерею Алексию Русину (регент хора духовенства Екатеринбургской епархии).
Спетость во всех смыслах и понимание друг друга с полуслова, с полувзгляда, с полуноты ощущались без особой сложности, - всё же более чем пятилетний опыт коллективной работы сказывался. И хотя нашлись те, кто запевалой выступал чаще, кто солировал больше, одного всё же кого-то выделять не хочется. Ибо, как для планетарной экосистемы важен каждый жучок, мотылёк, как для Бога важна каждая кающаяся душа, - так, для клира духовных пастырей каждый голосовой окрас, каждый вокальный штрих был значим своей миссией, своей лептой в исполняемом произведении.
Волшебство хорового исполнения а капелла (дословно - как в часовне), без сопровождения инструментов, зиждется не только на партиях солирующих певцов, - но на всей полифонии голосов, включая и те, что сосредоточены на вокализах. "Бум... Бум...", "Брынь... Брынь...", "Ой, да-ри-да-ри-да...", "Бом... Бом...", - что-то в этом духе из числа последних завораживало не меньше, позволяло ещё больше, глубже войти в состояние подключенности к чему-то душеполезному, к сути удивительных текстов, многие из которых написаны на мелодичном украинском языке. И как не вспомнить тут, что в христианстве "нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос" (Кол. 3, 10-11).
Мало того, даже широко известной мелодии "We Wish You A Marry Christmas" нашлось место в общем ансамбле, где англоязычный припев тепло сдружился с лирикой по-русски:
"Пусть будет теплом наполнен ваш дом! Здоровья и счастья вам в новом году!
Пока мы не наедимся, пока мы не напоёмся, домой мы не соберёмся, имейте в виду!..".
И батюшки пели! Пели никуда не спеша. Пели от души, на славу. Во славу Господа Нашего. Во удовольствие, и к едва сдерживаемому восторгу пришедших. Бойкие да задорные, громогласные песни (например, "Щедрик, ведрик, дайте вареник, с грушами пироги...") плавно сменяли медленные, чувственные кантилены (например, "В темну нiчку", "Ночь тиха, ночь свята").
В такт одним очень хотелось пританцовывать (почти как на мотив украинской плясовой "Ти ж мене пидманула"), подыгрывая и себе тоже бубном; в душевном созвучии с другими, - баюкать сына, скажем, или напевать дочери. Какие-то вещи трепетно до тебя дотрагивались (например, "Сочельник", 1954 года, на стихи монахини Варвары Сухановой), а какие-то пронзали тебя мощью вокального откровения (например, как партии баритона в песне "Христос Спаситель в полночь родился..."). А что-то настоятельно призывал петь "всем залом" хормейстер, отец Алексий, - люди откликались, и тогда "Добрий вечір" становился ещё добрее, ведь призыву "Радуйся, ой радуйся..!" сложно не внять.
Неожиданным, но приятным подарком для собравшихся стало и присоединение к хору духовенства восьмого батюшки, настоятеля храма во имя Архангела Михаила р.п. Ачит иерея Александра Астраханцева. Он сольно, аккомпанируя сам себе на гуслях, исполнил три колядки, но "Слава в вишних ми спиваем, Христа Бога прославляем" отложилась то ли в памяти, то ли в сердце пуще иных, пожалуй.
Подытожил славное разнообразие концерта из более чем двух десятков композиций сказ, много кому так же известный "Торжествуйте, веселитесь!..". Простые слова колядовой, но содержащие такие вечные вопросы ("Для чего же Он родился? Для чего же бедно так?") и такие же бессмертные ответы ("Для того, чтоб нас избавить от диавольских сетей, возвеличить и прославить нас любовию своей"), хочется верить, и после отдания праздника Рождества Христова будут ясно пребывать в нас, православных, настраивая наши души на нужный – добрый - лад.
"<...> Служба кончилась, я еду с радостью домой. И восток меня встречает яркою звездой... И восток меня встречает яркою звездой. Мир ликует и сияет, - Сын родился Твой! С Рождеством Христовым, милые мои! Вот и нас Господь сподобил встретить эти дни". Спасибо всем воспевавшим батюшкам за настроение праздничное, - продленное для кого, кому, - явленное, может, лишь... Спасибо за содействие в богоугодной настройке душ.
Светлана Кузнецова
Фотограф Татьяна Доукша
Фотографии можно посмотреть, кликнув по изображению ниже или >>здесь
Назад к списку