ЗАВЕТА И СОВЕТА РАДИ...
На Божественной Литургии 14 января по случаю Праздника Обрезания Господня, которую, несмотря на пятничность, посетили около полутора десятка прихожан, настоятель храма, иерей Александр Карачев пролил свет для многих из них на суть и ветхозаветную предысторию великого церковного празднества.
Так, он напомнил о явлении Бога праведному, но бездетному старцу Аврааму и обещании тому, что от него произойдет великий народ, если он исполнит Божий завет: "Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола..."(Бытие 17:10-12).
Завет же заключался прежде всего в соблюдении веры в Единого Бога, в отличие от окружающих его народов-язычников. Так сказал Господь Аврааму: "Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою..." (Бытие 17:1-2). В этом суть внутренней стороны Ветхого Завета, внешней же стороной Завета являлся обряд обрезания. Через год уже после исполненного, жена Авраама Сарра родила ему долгожданного сына — Исаака.С тех пор все иудеи, как потомки Авраама, в знак своей верности завету с Богом, стали обрезать новорождённых мальчиков.
У Иисуса Христа, несмотря на Божественную, безгрешную его природу, была, естественно, связь, через Богоматерь, и со всем иудейским народом. А потому и Он был обрезан. Ибо, как было Им сказано, Господь, вочеловечившись, пришёл "не нарушить закон, а исполнить его". (Мф 5:17). Без совершения ритуала нельзя было стать частью израильского общества.
Господь пришел установить Новый Закон, но, т.к. Тот, кто намерен жить по новым законам, должен прежде исполнить старое, Он, следуя ветхозаветному, через обрезание, — первое священнодействие после рождения, — сразу же начинает исполнять Закон. Законодавец первый подчиняется закону. И в этом есть - проявление великого послушания и великого смирения Христа, Сына Божьего, как отметил отец Александр, которое и для нас, для всех мирян, должно стать добрым примером.
Из трудов святых отцов Церкви мы знаем, что многие ветхозаветные ритуалы приобрели свое окончательное значение в Откровении Нового Завета — в речах, действиях Иисуса Христа. Так, обрезание, пояснил о. Александр, в Новозаветной Церкви, упразднившись, было заменено на таинство Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.
Плотское обрезание иудеев у христиан, как свидетельствовал апостол Павел, заменяется обрезанием духовным, или "Христовым" (Кол. 2, 11).
В его Послании к Римлянам подчеркивается новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29)".
Заметим, что Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. Докетизм, одна из первых ересей, возникшая в концеI века среди христиан, чьи адепты уверяли, что Христос был не реальным человеком, а лишь духом, который казался воплотившимся, был низложен. Евангельское событие об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос является истинно воплощенным.
Поскольку на праздник Обрезание Господне служилась Божественная Литургия святителя Василия Великого, ввиду того, что этот праздник совпадает с днëм памяти сего великого святого (в народном календаре вечер накануне Обрезания даже назывался ранее «Васильевым»), отец Александр всем прихожанам в своей проповеди привёл не одно свидетельство и доброе слово и о нём. Обращая внимание, насколько разносторонне развитым, просвещенным в разных областях знаний был святитель Василий Великий, он призвал прихожан не быть заскорузлыми, но стремиться обогащаться новыми знаниями. Посоветовал пытаться открывать для себя новые, разнообразные источники расширения кругозора, посредством науки, культуры, искусства и т.д. за ориентир беря пример одного из трёх великих каппадокийских отцов Церкви (автора пятой и шестой молитв нашего утреннего правила) и придерживаясь золотого правила "идти царским путем", следуя словам святителя Василия Великого: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели».
Молитвами святителя Василия Великого да будет Бог в помощь нам всем в этом, братья и сестры!
Назад к списку