Кому ты - крест, кому ты - крепость, кому любви христианской скрепа...
"Кому ты - крест, кому ты - крепость,
кому любви христианской скрепа..."
Воскресная беседа с отцом Олегом.
В недавний воскресный день иерей нашего храма Олег Чикита подготовил для прихожан что-то вроде лекции, посвящённой теме семьи и брака. Последнее - не слова-синонимы, как известно. Следует напомнить, что брак есть юридически оформленный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. Семья - более сложная система отношений, основанная на браке и на кровном родстве; это объединение людей, сплоченных общими интересами, общим бытом, взаимной помощью, а так же моральной и правовой ответственностью.
Это, с точки зрения обществознания. А что представляют собой семья и брак с позиции церкви?! Что есть счастье и в чем кроется смысл жизни, с православной точки зрения? О том и поведал в своей беседе отец Олег.
Так, собравшиеся узнали, что, по словам святых отцов, семья - это тихая гавань всех житейских плаваний, в которой находит отдых и утешение расстроенное сердце человека.
Это есть и крест, который должен нести всяк христианин, стараясь поступаться своим "эго" во благо ближнего, это и остов формирования защитных механизмов, которые помогают христианину выживать в самые критические моменты его жизни. Без опоры в виде семьи саморазрушение грозит не только обществу, миру, но и каждому отдельному индивиду. Именно сейчас, в период гибридной войны, войны информационной, когда против семьи, её нравственных устоев, традиций, а значит, и против общественной морали направлены многие силы массовой культуры, стоит особо, - полагает о. Олег, - обратить внимание на укрепление личной духовности и семейной.
Хорошим подспорьем в том является одно из семи церковных таинств, Таинство венчания, - освящение четы благодатью духа святаго.
Церковный брак в этой связи - это союз двух, мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве. Исходя из документа, принятого в 2017 г. на Архиерейском Соборе, как поведал о. Олег, в церковный (=он же духовный) брак не могут вступать люди:
а) не имеющие регистрации светского брака в ЗАГСе (то, что ныне модно именуется "гражданским браком" многими, с т. зр. РПЦ, является блудным сожительством, не более);
б) исповедующие разную религию (напр. православие и ислам или буддизм), за искл. инославных христиан (т.е. браки между католиками или протестантами, верующими в Триединого Бога, и православными реальны, при условии благословения брака архиереем и воспитания детей в православной вере);
в) люди, состоящие в кровном родстве или в родстве духовном (напр. восприемник/-ца и воспринятая/-ый, восприемники и родители воспринятых); также препятствием для брака является отпадение одной из сторон от веры православной (напр. уход в секту, впадание в ересь). На самом деле запретов на венчание больше, как есть и исключения из правил, но подробнее о том можно почитать в документе "О канонических аспектах церковного брака".
Учитывая, какой глубины кризис в настоящее время постиг социальный институт семьи и брака в нашей стране, о. Олег уверен, что без помощи Бога, без содействия Церкви Божией невозможно решить проблему разводов (увы, (около 80% зарегистрированных браков ими завершаются) и построить семейное счастье.
Кстати, о счастье. Каждый из нас, наверное, хочет быть счастливым, да не у всяк выходит. Олег Чикита уверен: ошибка кроется в том, что люди ищут счастье "в данном моменте", идя по ложному пути мнимых ценностей и скоропроходящих удовольствий. Тщетно.
Это как запихнуть в себя батончики шоколада, булочку или иные какие легкоусваеваемые углеводы с большим каллоражем, но при этом все равно захотеть кушать, ибо организму не удалось получить качественного и полезного насыщения. Так и с нашей метафизической пищей. Развлечения, удовлетворение своих желаний и страстей даёт душе лишь недолго ощущать себя радостно, - душеполезно иное.
Что же? Присутствие Божие внутри, не иначе.
Научиться жить рядом с Богом, - в этом и есть счастье. Именно сие должно нам понимать, по мнению отца Олега, под словами великого образчика благочестия и святости Серафима Саровского в его ответе на вопрос "В чем же смысл жизни?", - "В стяжании Духа Святаго".
Так и каждый христианин, - убеждён батюшка, - дабы жить осмысленно и счастливо, должен стремиться к Богу, ретивее познавать Его, себя, Его в себе; и семью, как малую церковь, выстраивать бы должен, желая счастья в ней каждому "сообщнику", опираясь на Евангелие, (стараясь во всяком случае), на труд крепкой молитвы (молиться, "как кровь проливать", по заветам святых отцов), на ту любовь, что всё прощает, со всем смиряется, милосердствует, долготерпит, не превозносится, не ищет своего... Такой любви тоже надобно учиться многим, считает о. Олег, ибо не всем повезло иметь перед глазами её пример в детстве. В качестве "путеводителей" он указал на жития святых и просветительский ютуб-канал протоиерея Андрея Ткачева: "для того, чтобы любить людей, надо иногда, а то и часто, от них удаляться", - гласит, например, их общая мысль одного из "упражнений" любви.
Олег Чикита уверен: многие существующие проблемы внутри брака, семьи преодолимы, - с Божьей помощью, с помощью наместников Божиих на земле (те же священники, особо с опытом семейных отношений, могут помочь советом добрым) или семейных психологов.
Главное - желание трудиться на благо семьи.
И да будут благодарными плоды сего труда!..
Светлана Кузнецова
Фотографии Татьяны Доукши
Назад к списку