Храм во имя святителя Стефа́на Вели́копермского, г.Екатеринбург - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Долгая дорога к Богу… (о паломнической поездке в Верхотурье на празднование 400-летие Свято-Покровского женского монастыря)

Долгая дорога к Богу...

Приглашение совершить паломническую поездку далеко не часто нам поступает, далеко не многих из нас застает "вовремя"; ещё дальше бываем мы от скорого решения принять его с лёгким сердцем, даже несмотря на первый внутренний порыв души. Ворох не всегда объяснимых самим себе сомнений "от ума", сверение планов в ежедневнике и, наконец, измерение жизни по средствам... И хорошо, если пазл, а с ним и поездка, складывается в итоге и всё образуется во благо. А если нет...

Слава Богу, в пилигримово путешествие в святая святых земли уральской, в град Верхотурье, организованное приходом свт. Стефана Великопермского в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, в аккурат к празднованию 400-летия Свято-Покровского женского монастыря тамошнего, удалось попасть и тем, кто думал слишком долго...

Около пяти часов воскресного утра почти пять десятков верующих (прихожане двух химмашевских храмов) во главе с настоятелем Стефановского причта, отцом Александром Карачевым отправились в дальний, но благословенный автобусный путь прямиком в сердце православного Урала. Звезды, в кои-то веки замеченные в чертогах неба над Химмашем сулили, как ощущалось, нечто прекрасное, знаковое. Невольно, а вспомнилось, как когда-то Вифлеемская звезда указала путь к месту рождения Спасителя нашего, Иисуса Христа. Вот и пытливым паломническим душам предстояла встреча с божьим местом, с божьими людьми, а значит, и с Ним самим...

Долгую дорогу до Верхотурья скрашивали не только живописные виды уральской природы, редко да метко подёрнутой осенней краской, но и коллективная молитва, а в чьём-то случае и душеполезное чтение, песнопения. И даже очищающий свет покаяния: о. Александр порадовал возможностью исповедаться тех, кто готов был причаститься Cвятых Христовых Таин на праздничной Божественной литургии в Покровской обители. "Кусок осеннего тепла и роздан, и уже откушен. Стучат, стучат тихонько в душу и птицы, и колокола", - подъезжая к центральной части города, где глаза неопытного, но верующего путешественника просто разбегаются от обильного сосредоточения многоликой храмовой красоты, благодаришь Всевышнего за дарованную возможность видеть, слышать и чувствовать это всё...

Благовест созвал на праздничную литургию если не весь самый малочисленный и самый древний городок Свердловской области, то значимую часть его. Здесь же, по приглашению игуменьи Магдалины, - паломники всех мастей из прочих волостей, священнический люд разного порядка земли уральской, архипастыри Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением. Стефановцам приятно было видеть в числе служивших как нынешнего своего пастыря, иерея Александра, так и прежнего настоятеля прихода, протоиерея Николая Тарантина, ныне возглавляющего протокол Екатеринбургской епархии.

"В храме было очень тесно утром празднично-воскресным. Свечки таяли, стесняясь будто от наплыва глаз...", - несмотря на то, красоту архиерейской службы, есть уверенность, оценили все. Даже те, кто доселе на ней не бывал, кто второй или третий раз в жизни всего лишь пришёл на свидание с Богом в его дом, не слыша прежде ни тропаря «В рождестве девство сохранила еси», ни кондака «В молитвах неусыпающую Богородицу», ни праздничного «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». Поистине песнопения в храме обладают особой благостью, оказываемой на душу всякого из мирян, и даже на тех, кого сложно причислить к самозабвенно верующим. И невозможно, кажется, не ощущать "высоту момента" от присутствуя в столь намоленном, намощённом такой длинной историей (за 4 века на долю Покровской женской обители выпали несколько пожаров, революция) месте. Невозможно не припасть к святыням сия места – чудотворной иконе Богородицы «Умиление» и к мощам блаженного Косьмы Верхотурского. "Блажен, кто верует...", "По вере и воздастся вам...", - сами собой снуют в голове прописные истины, само собой сердце заходится от предчувствия услышанным свыше быть.

...Приобщившись к части торжеств по случаю юбилея Покровского монастыря, получив благословение, а также вкусив хлеба насущного, устремились паломники из Екатеринбурга за новой порцией культурных и духовных впечатлений. "Молитва, как отдушина, ведёт народ в Меркушино...", - именно так, молясь с акафистом Симеону Верхотурскому и внимая его житию, стараниями о. Александра, порядка 60 км нового пути преодолеваем и добираемся в маленькое село, названное по имени основателя, верхотурского посадского человека Меркуши Федотова и знаменитое на весь православный мир тем, что в 17 веке здесь жил и трудился Праведный Симеон, Божий угодник, не стяжавший ни богатства, ни славы при жизни, - лишь чистоту сердца, кротость и глубокое смирение. Память о нем (и, как выяснилось позже, не только) трепетно хранит всяк живая душа разместившегося здесь с 1997 года подворья екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Не без труда и молитв его насельниц, живущих сменно на Свято-Симеоновском подворье, это место из небытия и запустения (=наследие советского периода) превратилось в место силы для многих людей. Едут сюда как за душевным покоем, так и здравия телесного ради. Не секрет, что в Свято-Симеоновском и Михаило-Архангельском храмах обители соответственно размещены гробница святого праведного Симеона Верхотурского с цельбоносным источником (находится под алтарем храма, на месте восхождения на поверхность некогда мощей праведника) и нетленные мощи сщмч. Константина Богоявленского, священника, пострадавшего в 1917-18 гг. от рук большевиков. Обе святыни уже не раз являли миру чудеса избавлений от тяжких недугов. И о том в числе прочего паломникам поведала матушка Феофила, выступившая с Божьей помощью экскурсоводом по священным приделам. Подле каждого из чтимых мест отец Александр елеопомазал, - во здравие души и тела, - каждого из участников поездки. Окрыленные, обнадёженные выпархивали они, успевая по пути запастись святой водой и десятками фотоснимков с одухотворенной местностью. По пути назад в Верхотурье оставалось чуть сожалеть лишь о быстротечности времени, ибо именно оное не позволило в этот раз ощутить вплотную дух церкви «Во Имя Всех Святых в Земле Сибирской Просиявших», распрекрасного образчика деревянного зодчества, а также разглядеть Прибрежный камень, с которого по преданию Св. Симеон ловил рыбу. Но, даст бог, всему своё время, и этот пробел восполнится...

Возвращение на левобережье реки Долгой (да, именно так можно перевести название Туры, в верховьях которой обосновалась колыбель духовной жизни всего Урала), выдалось, по ощущениям, более долгим. Но, будто бы в награду как за стойкость туристскую, так и за подвижническую в чьём-то случае, прибытие к цели путников скрасилось возможностью прогуляться по красивейшему Верхотурскому кремлю, его окрестностям, посещением ещё одной жемчужины древнего града, первой православной обители в Зауралье, - Свято-Николаевского мужского монастыря, основанного в 1604 году. Цивилизаторское и, так сказать, путеводное содействие в том любезно оказала Ксения Алексеевна Терещенко, сотрудница духовно-просветительского центра "Покров", руководство которым, к слову, с момента его основания в 2012, и в течение двух лет, осуществлял о. Александр Карачев, тогда еще священник Успенской церкви.

Пусть небольшим, но интересным выдался экскурс в непростую, долгую историю большого Свято-Николаевского комплекса (территория его больше московского кремля), безусловной доминантой которого является Крестовоздвиженский собор, куда в 1704 из Меркушино были перенесены мощи Стефана Великопермского. Не без благословения местного духовенства в этот чудный день паломникам удалось приложиться самым непосредственным образом к нетленной святыне (уцелевшей даже в ходе пожара 1716 года, истребившего все храмы монастыря), - серебряная рака с мощами праведного Симеона была на несколько минут открыта. Такой же чести и благости удостоены были верующие перед ракой с мощами исповедника Иоанна (Кевролетина) (он же преподобноисповедник, иеромонах Игнатий), новомученика, пострадавшего немало за веру в первой половине 20 века, внесшего значительный вклад в поддержание духовной жизни в Верхотурье и области.

Помимо упомянутых реликвий в других храмах Свято-Николаевского монастыря есть и иные: например, мощи святых преподобных Арефы и Илии Верхотурских.

«Апологет ты веры иль культуры, - без разницы! – сбирай туес, суму и отправляйся с миром в Верхотурье! Раздолье здесь и сердцу, и уму…», - и пусть опять же не хватило времени обстоятельно, «с чувством, с толком, с расстановкой» помолиться в Соборе Воздвижения Креста Господня, как и увидеть, и прочитать всё, что размещено под его сводами, в том числе и сугубо культурного обогащения ради (выставочные стенды в помощь всем не спешащим!), пребывание в нём, в обители в целом было душеполезным. Таким же, верится, были и все последующие минуты нахождения на верхотурской земле. Кто-то из паломников затаривался благостью и памятью в иконной лавке чудной Симеоно-Аннинской надвратной церкви; наедине с собственными мыслями измеряли шагами подвластную глазу территорию одного из самых малых и молодых кремлей России ; другие старательно листали страницы его истории с помощью Ксении Терещенко ; третьи, наконец, были те, кто не упустил, по совету последней, возможности обозреть захватывающие дух виды со смотровой площадки Верхотурского белокаменного кремля и, напротив, снизу, с деревянного подвесного моста через Туру, - запечатлеть божественный вид всё того же кремля, его наугольной башни, стоящей на самом краю утёса, дивной маковки Троицкого собора. Кстати, в Свято-Троицком, поражающем красотой барочного узорочья, как оказалось, в единственном из всех храмов Верхотурья может совершаться таинство венчания, ибо лишь он не имеет монастырского статуса.

...Будто заручившись добрым подмигиванием небесного светилы, вооружившись молитвой вновь, отправились пилигримы назад, в родные пенаты Екатеринбурга. Кто-то осознавал, кто-то для пущей верности вспоминал кондак "Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния...". Судя по обрывкам разговоров, полученная духовная благость у большинства превалировала над физической усталостью. Многих хватило и на внимательное следование за мыслью и словом о. Александра, просвещавшего попутно паломников на предмет основ богослужения. Верно, что не грешно чего-то не знать, - грешно, как представляется, упиваться своим незнанием. Дорогу осилит идущий. Или едущий, как было на сей раз. Нет сомнений, что для некоторых из собравшихся паломнический тур в Верхотурье стал редкой удачей приобщиться к чему-то поистине духовному. И хотя пути Господни неисповедимы, верится: полноценный их путь к Богу отсель будет не таким долгим, как до... Долго светлы будут, верится, воспоминания о поездке в сердце каждого из её участников, и в самые тёмные времена будут они сродни маяку для них.

Светлана Кузнецова

Фото Татьяны Докуши (смотреть все фотографии альбома)


Назад к списку