Памятка на Великий пост
1. Помни, что Великий пост — это великий церковный дар каждому, кто любит Христа Спасителя и готов 40 дней вслед за Ним (Мф. 4,2) поститься ради грядущего праздника Пасхи Христовой, который нынче будет 15 апреля.
2. Помни, что Великий пост, хотя в самом начале представляется очень длительным путешествием к Пасхе, но потом, перед самой Пасхой, мы обычно говорим: «Как быстро прошел пост, и как много упущено из того, что можно было бы сделать для души в этот благодатный период нашей жизни!»
3. Помни, что Великий пост — это великий учитель молитвы. Разве только какая-либо беда или какое-нибудь великое испытание могут скорее научить нас молитве, нежели Великий пост. А если кто из нас помнит заповедь данную Спасителем через Апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17), то Великий пост — лучший помощник к исполнению этой спасительной заповеди.
4. Помни, что Великий пост — это и лучший учитель покаяния. Псалмы и земные поклоны — это наши учебные пособия к покаянию и исправлению. Будем внимать псалмам, а поклоны делать не по привычке, а чувством глубокой вины перед Христом Спасителем, пострадавшим за наши грехи. Весь пост с нами будет великий учитель покаяния преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего» больше других молитв любил великий русский поэт А.С. Пушкин и переложил ее на стихи. Теперь и эти прекрасные стихи учат нас покаянию. Не забывай читать молитву Ефрема Сирина и в домашних своих молитвах.
5. Помни, что Великий пост — это самое удобное время научиться оказывать милость и творить милостыню людям. Помолись и выбери человека, которому ты можешь и, говоря по совести, должен бы помогать. Послужи этому человеку ради Христа, который пришел в мир не для того, чтобы служили ему, но чтобы послужить нам и отдать Себя в жертву за спасение мира. Начав служить человеку ради Христа и спасения своей души, не ослабевай до конца поста и тогда пасхальная радость твоя удвоится.
6. Помни весь Великий пост о Прощеном Воскресенье. Не для того мы просили друг у друга прощения, чтобы вновь обижать и обижаться. Великий пост — это мир с ближним, мир со своею совестью, мир с Богом. Пусть обида не нарушает твой пост! А если видишь — как трудно ближнему, то первым помирись с тебя опечалившим.
7. Помни, что Великий пост — это лучшее время для генеральной исповеди. Когда пойдешь на исповедь, то постарайся во время исповеди исторгнуть из своей души прежде всего самый большой плевел. Например, если чувствуешь, что постоянно или часто причиняешь скорбь родителям своим непочтением, то усердно покайся в этом и за время поста тщательно следи, чтобы этот сорняк больше не появлялся на поле твоей жизни. Это исправление будет лучшим пасхальным подарком твоим родителям.
8. Помни, что благодатная атмосфера Великого поста создается прежде всего через участие в церковном Богослужении. Пусть первые три дня говения сохранят в твоем сердце добрый молитвенный настрой на весь пост. Великопостные молитвы, напевы и особые службы пришли к нам из глубокой церковной древности. Так молились Великим постом подвижники Веры Церкви и благочестия и мы, участвуя в этих умилительных церковных великопостных службах, учимся молиться у великих святых и становимся их друзьями.
9. Помни, что каждый великопостный Воскресный день совершается самая торжественная церковная служба — Литургия по чинопоследованию Святителя Василия Великого. Постарайся не упустить ни одной Воскресной великопостной Литургии, чтобы величайший дар Христов — Божественная Евхаристия укрепляла тебя на пути поста Святым Причащением во оставление грехов и в жизнь вечную. Ради поста старяйся посещать церковную службу вечером, которой открывается суточный круг Воскресных служб.
10. Помни, что самый сложный момент пощения — это воздержание от многословия, пустословия и осуждения других людей. Надо и языку своему давать пост. А неосуждению учит постоянно Святой Ефрем Сирин: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». А если, не дай Бог, у тебя с языка когда-либо срывалось скверное слово, то тщательно покайся в этом, продержись пост, а там и приобретешь внутреннее отвращение к словам, оскверняющим твое сердце, твои уста, язык и слух. Береги от худых слов свои уши и не согрешишь языком.
11. Помни, что лучшими твоими спутниками па пути Великого поста могут стать святые книги — Евангелие, Псалтирь, Жития Святых, душеполезные книги, например «Душеполезные поучения Аввы Дорофея» или книга «Старец Силуан». Постарайся прочесть за этот Великий пост хотя бы одну такую книгу и это несомненно поможет тебе хорошо провести время Великого поста.
12. Помни, что Великий пост — это самое удобное время подтянуться в учебе. Те ограничения, которые ты сам добровольно налагаешь на себя ради святого поста, будут экономить твое драгоценное время. Обрати в золото время высвободившееся от излишних увеселений, смотрения телевидения, чтения пустых книг, и тогда с Божией помощью гораздо успешнее закончишь этот учебный год.
13. Помни, что усердие к посту необходимо не только на первой и последней его седмицах. Первая и последняя седмицы сами помогают доброму посту. И если они для нас несколько выделяются воздержанием в пище, то во всем остальном оставшиеся седмицы пусть будут похожи на первую и последнюю. Не расслабляйся на протяжении всего поста, тогда и Пасха наступит не неожиданно и принесет тебе великую радость.
14. Помни, что как только ты начнешь старательно проводить пост, так может прилучиться испытание-искушение.
Это бывает в основном по причине того, что всякий духовный подвиг надо проходить со смирением. Как только забудем о смирении и необходимости молиться о помощи Божией, как только хотя бы чуть-чуть начнем гордиться, так Господь сразу будет исправлять нас. Если ты заметил искушение, сразу вспоминай про первую ступеньку Заповедей Блаженства (Мф. 5, 3).
15. Помни, что Господь никогда не останется в долгу перед тобой, и за каждое доброе усилие, сделанное тобой во время Великого поста, Господь воздаст тебе Своею Благодатью.
16. Наконец, если очень желаешь хорошо провести Великий пост, то старайся следить за собой: за словами, делами, да и мыслям худым простора не давай. Хорошо бы завести себе великопостный дневник, в который можно записывать — как проходит для тебя пост. Первую, Крестопоклонную и последнюю седмицу записи нужно делать регулярно, а в остальные седмицы хотя бы два раза за неделю. Такой дневниковый труд поможет не только настоящему, но и следующему Великому посту.
Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: "Боже, очисти мя, грешнаго", — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.
В Великую среду в конце литургии на "Буди имя Господне..." молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения
Особенности богослужений и питания в Великий пост
Из многодневных постов Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, и когда «приступил к Нему искуситель... сказал ему... «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,3—4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой или Христовым Воскресением. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти — прообраз Всеобщего Воскресения из мертвых всех людей также во плоти в день Страшного суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом для всех праведников. Для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни «сораспинается» со Христом, ведя духовную брань со своими человеческими страстями и греховными похотениями, а затем «совоскресает» со Христом после телесной своей смерти, этот же смысл сораспятия и совоскресения со Христом несет в себе Великий пост.
Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.
Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.
Подготовка к длительному посту начинается за пять воскресений до его начала, то есть за четыре седмицы. Подготовка начинается с «недели» (Воскресения) (неделя — от слова «не делать», то есть не работать в праздничные дни), в которую вспоминают об евангельском мытаре Закхее (Лк. 19, 1—10), который в отличие от иудейских книжников и фарисеев уверовал в Сына Божия и искренне покаялся во своих грехах не на словах, а и на деле.
В воскресение — в начале следующей седмицы воспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее — иначе, притчу о покаянии истинном и о покаянии показном: о возвышении смиренных и низвержении гордых (Лк.18,9—14). На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая таким образом верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней. Поэтому эта неделя названа «сплошной». Другое название — «всеядная» — связано с тем, что во все дни этой недели (включая среду и пятницу) Церковь позволяет «всеястие», то есть употребление любой пищи.
Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного «Неделей о блудном сыне». Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведников, ибо это радость о тех, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32). В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская (мясопустная) суббота, входящая в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце этой седмицы известно как «Неделя мясопустная». Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых всех от века усопших, поэтому получило название «Неделя о Страшном суде». В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговение на мясо.
С началом следующей седмицы «сырной», или «сыропустной», более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя. На седмице, расположенной между «сплошной» и масляной, мясопуст сочетается с постными днями — средой и пятницей, поэтому в народе эту неделю называют «Пестрой». Среда и пятница этой «пестрой» седмицы абсолютно «великопостные»; в эти дни не полагается совершать даже Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к посту. На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Народный обычай и в городе и в деревне отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.
Последнее воскресение перед Великим постом — «Неделя сыропустная» — имеет особое название «Прощеное воскресение», или «Прощеный день». Церковь вспоминает о первородном грехе» человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения — «Воспоминание Адамова изгнания» («Изгнание Адама из рая»). Прощеное воскресение — кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.
В первые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый — варили коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.
Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей») и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество <православия>».
На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.
На Великий пост приходятся «сороки» — день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.
В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андреево стояние», «Андреево достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели – «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).
На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта /7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется — разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу — разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.
Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой, по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в <России> было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу — можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.
После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.
Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26—28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.
В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу — Великий Пяток.
Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи — Светлым Христовым Воскресением («Великодень»). На Пасху христосуются — целуются со словами: «Христос воскресе!» В ответ говорят: «Воистину воскресе!» С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви «пасха» — небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца — ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.
Первое, что вкушали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица — «Святая неделя («Великоденская», «Радостная»). Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся».
В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу. Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.
Назад к списку