Храм во имя святителя Стефа́на Вели́копермского, г.Екатеринбург - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Покров Пресвятой Богородицы

 

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии

В середине пятого века в эпоху правления византийского императора Льва I Макелы двое его приближённых Гальбий и Кандид отправились в паломничество на Святую Землю. В селении неподалёку от Назарета они решили переночевать в доме одной благочестивой женщины. Их внимание привлекли горящие свечи и курящийся фимиам. На вопросы, что за святыня хранится в доме, хозяйка долго не хотела давать ответ. Когда после неотступных просьб гостей она всё-таки уступила, то оказалось, что это была Риза Божьей Матери. Перед самым своим Успением Дева Мария подарила её одной благочестивой вдове, завещав передавать по наследству. 

Гальбий и Кандид смогли убедить женщину в необходимости отвезти святыню в столицу империи. В Константинополе по такому случаю решили воздвигнуть отдельный храм во Влахерне – живописном местечке на побережье бухты Золотой Рог, где издавна жили влахи, то есть румыны и западные славяне. 

2 июля 458 года царь и патриарх с подобающим, как пишет летописец, торжеством положили священную Ризу в ризницу Влахернской церкви. Сюда же поместили привезенную из Иерусалима икону Богородицы, принадлежавшую кисти апостола Луки. По преданию, святой евангелист написал ее еще при жизни Девы Марии на доске стола, за котором трапезовал Господь со Своей Пречистой Матерью. 

Этот образ «в лето 1132-е привезли в Киев из Византии по случаю бракосочетания нашего князя с греческой княжной». Только эту святыню взял Андрей Боголюбский, когда отправился на север искать себе новую столицу. В 1160 году он построил для иконы Успенский собор во Владимире, Ее стали называть Владимирской. 

А в 1164 году в честь победы над Волжской Болгарией великий князь задумал новый праздник – день Покровительства Божией Матери. Впрочем, к этому времени праздник, связанный с Покровом Пресвятой Богородицы в Церкви уже был. Он был установлен в Византии в честь победы над… русскими войсками. 

14 июля 860 года, опустошив черноморское побережье, русский флот под командованием киевского князя Аскольда вошёл в Босфор и начал угрожать Константинополю. Узнав об этом, император Михаил III остановил свой арабский поход и вернулся в столицу. Святой патриарх Фотий призвал народ слезами омыть грехи и прибегнуть к заступничеству Божьей Матери. После всенародной молитвы и покаяния Риза Пресвятой Богородицы была обнесена по всей стене города и опущена в воды пролива. После этого случилось чудо. Как гласит византийское предание, налетела внезапная буря и более половины из 200 ладьей русских пошло ко дну. Так ли это было на самом деле или нет – история не знает, но точно известно, что уже через неделю – 25 июля – киевляне стали неожиданно отступать, а князь Аскольд принял крещение с именем Николай. 

Ученые полагают, что в память именно этого события святым патриархом Фотием и был установлен праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Его можно считать днём основания Русской Церкви. По просьбе Аскольда в Киев был отправлен епископ, а еще через пять лет на просвещение славян отправились ученики Фотия – Мефодий и Кирилл. 

В 862 году в византийских хрониках появилась запись о том, что в варяжском стольном граде Киеве учредили архиерейскую кафедру. Этот же год принято считать датой основания государство под названием Русь. 

Всего через пятьдесят лет, в 911 году, Вещий Олег пойдет грабить Царьград, а греки захлопнут перед его носом Золотые врата. И всё же отношения Руси и Византии будут крепнуть и политически, и духовно. Их не испортит даже щит, прибитый князем в бессильной злобе. Хотя гордые наследники империи Константина долго будут относиться к нам, как к детям, пишущим на памятниках: «Здесь был Олег». 

Пример Вещего Олега убеждал Андрея Боголюбского в том, что праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне не станет на Руси поистине народным. Потому что с ним связана гибель русского флота, поражение наших войск. 

В церковном календаре великий князь также долго не мог найти подходящего события. Перечитывая житие блаженного Андрея – юродивого, жившего в Х веке в Царьграде, князь наткнулся на удивительный эпизод в его биографии. Однажды за всенощной во Влахернском храме блаженный увидел Деву Марию. Она шла по воздуху от Царских врат и, плача, молилась. Потом Богородица сняла с Себя, блистающий как молния, огненный плат и распростерла его над всеми стоявшими в храме. Именно этот день решил увековечить в календаре Русской православной церкви Андрей Боголюбский. В слове на установление торжества князь написал: «Да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая!» 

       

по материалам сайтов neofit.ru и 
tvspas.ru

 


Назад к списку